Гостевая книга

Даулет

Прошу помочь найти место братской могилы.Донецк,Славянский район,хутор переплетки.Там похоронен наш дед Арыков Ахмет 1904года.Призван Иртышским РВК,Павлодарская обл.29.03.1942

Александ Воробьёв

05.10.2021г. исполнилось 80 лет со дня героической гибели в воздушном бою экипажа Су-2 52 ббап 76 сад ЮЗФ составе: Круглов Борис Никитович, младший лейтенант, командир звена 52 ббап, 1921г. рождения, уроженца г.Харькова и Брилло Ф.Е., лейтенант, 1914г. рождения, уроженец села Завидовка Тереховского ныне Добрушского района Гомельской области, стрелок-бомбардир 52 ббап.
Краткие сведения о безвестных героях.
Круглов Борис Никитович на 24.06.1941г. проходил службу младшим лётчиком в 227 сбап 62бад ЮЗФ. В начале августа 1941г. был сбит во время боевого вылета на аэродром Фурсы под Белая Церковь и вместе со стрелком-летнабом попал в плен. Через некоторое время им удалось бежать и вернуться в часть. Под Пирятином попал в окружение, но смог вылететь. Последний боевой вылет выполнен 05.10.1941г. Возле хутора Кут Су-2, пилотируемый Кругловым Б.Н., был сбит немецким истребителем. Местные жители похоронили Круглова Б.Н.,младший лейтенант, командир звена 52 ббап 76 сад ЮЗФ и Бирилло Ф.Е., лейтенант, стрелок-бомбардир на месте гибели. Примерно в 1985г. Мартыненко Ольга Фёдоровна - дочь Бирилло Ф.Е.- вместе с семьёй Чернышенко Константина Яковлевича, хоронившего экипаж Су-2 привели могилу в порядок:установили ограду, обелиск. На обелиске неправильно указали отчество Круглова: надо Никитович, а написали Николаевич. За могилой ухаживает Одрынкский сельсовет Нововодолажского района Харьковской области. Могила на учёте нигде не значится.
Бирилло Фёдор Емельянович на 24.06.1941г. проходил службу начальником аэрофотослужбы 226 сбап 62 бад. 26.06.1941г. во время боевого вылета был сбит. Вернулся вместе с лётчиком в свою часть и продолжил воевать. В начале августа 1941г. часть личного состава 226 сбап вместе с уцелевшей матчасть (9Су-2) были переданы в 227 сбап. Объединённой части присвоили наименование 52 ббап 76 сад ЮЗФ. Под Пирятином п опал в окружение, смог вылететь на аэродром Каменная Яруга Чугуевский район. Последний боевой вылет 05.10.1941г. с аэродрома Мосьпаново Чугуевского района Харьковской области, когда был сбит немецким истребителем. Похоронен на месте гибели вместе с Круглов Б.Н. Примерно в 1985г. Мартыненко О.Ф. - дочь Бирилло Ф.Е., лейтенант - вместе с семьёй Чернышенко Константина Яковлевича привели могилу в порядок. В 1986г. Нововодолажский РВК решил перенести останкиКруглов Б.Н. и Бирилло Ф.Е. в братскую могилу, находящуюся в селе Одрынка, но Мартыненко Ф.Е. не разрешила. За могилой ухаживает Одрынский сельсовет Нововодолажского района Харьковской области.
При необходимости сообщу дополнительные сведения.

Игорь Поддубный

Уважаемый Алексей! /г. Киев/
В списках воинов, похороненных в Шевченковском районе (сейчас Купянский) Харьковской области, нет имени Горголь Савелия Ивановича. Его однополчане Матюшкин Михаил Константинович, Дроздов Иван Миронович, Пульный Тимофей Ильич в списках есть, а Кириленко Константина Петровича, Кравцова Василия Александровича, Остапчука Ивана Алексеевича и Лысого Георгия Леонтьевича также нет. Возможно, на момент внесения имен на памятник не все они были известны или просто не всех внесли.
В печатном издании «Книга Памяти Украины. Киевская область», том 3, с. 434, есть запись: «Горголь Савелій Іванович. Загинув 24.01.1942. Похований у с. Семенівка Шевченківського р-ну Харківської обл.».
При наличии документов, подтверждающих место гибели Вашего деда в селе Семеновка, а у Вас их достаточно, Вы можете обратиться в Шевченковскую ТО с просьбой внести его имя на памятник https://decentralization.gov.ua/newgromada/4692.

Игорь Поддубный

Уважаемая Татьяна! /Кузбасс/
В печатном издании "Книга Памяти Украины. Харьковская область", том 18, с. 441, есть запись: "Дробинин Всеволод Александрович. Рядовой. Погиб в 1943. Похоронен: с. Дудковка Змиевского р-на Харьковской обл.".
В учетной карточке захоронения в Дудковке он тоже записан верно https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=84088383. Ошибку, вероятно, допустили при внесении имен на памятник. В нашей базе имен мы исправили инициалы на В. А.

Татьяна

Тут похоронен мой дед Дробинин Всеволод Александрович. Но явно закралась ошибка.написано ДРОБИНИН В П По всем документам дед покоится здесь

Алексей

Здравствуйте!
Помогите найти
могилу прадеда,мл.лейтенант Горголь Савелий Иванович,1921 года рождения,командир взвода 334 горнострелкового полка.Погиб 24.01.1942 года.Это информация которую удалось найти.
Место первичного захоронения указано с.Семеновка, Шевченковский район,Харьковская область,но в списке похороненных в братской могиле его нет,и по близлежащим могилам у сёлах так же найти не удалось.

Людмила

Уважаемый Игорь! Прошу исправить 8тп на 8мсп 8 тд: хотя в Приказе об исключении из списков ГУК ВС № 1902 31.07.1947 указано: Алексеенко Иван Григорьевич, 1921 - 8тп 8тд : https://wiki2.org/ru/8-я_танковая_дивизия_(СССР) - 8-й мотострелковый полк (в/ч 5930), командир — майор Константин Дмитриевич Спирин (с 20 июля 1940 года), подполковник Абрамов, майор Георгий Иванович Копылов (погиб 23 июля 1941 года).

Федотов Владимир Георгиевич, 1915, поступил 07.06.1937 г. в хим. службу 206 сп 99 сд. Место пленения: Подвысокое, 01.08.1941, 02.05.1942 умер в лагере от истощения. В плену указал – 8ск/8 сп(ОБД):
ПК-1 - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272216846

Смирнов Григорий Васильевич, сержант 8 мсп 8 тд. (В ОБД не открывается). «ПН» - АЛФАВИТНАЯ КАРТОЧКА :» 8 мотостр.полк. 8 танков.див.»- https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=60031732700&p=1 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=60031732700&p=2 https://cdnc.pamyat-naroda.ru/rvk/image_554_2019/Images_554_2019/DIP/006... https://cdnc.pamyat-naroda.ru/rvk/image_554_2019/Images_554_2019/DIP/006...

Спасибо, уточним

Людмила

Уважаемый Игорь !
1. Ввела изменения в тему в хронологич. порядке. См. http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=20397.msg209656#lastPost
2. Справка по Алексеенко И.Г.
3. Не нашла в Памяти народа Приказ по 4 мк о создании сводного отряда под руководством Фотченкова П.С., который,вероятно, погиб в Уманском котле, а Алексеенко И.Г. был, с большой долей вероятности, переведён в этот Сводный отряд из 8тп 8 тд (см. Приказ ГУК ВС №1902 31.07.1947): отсутствует единственное звено - ПРИКАЗ о создании Сводного отряда.
СПРАВКА
АЛЕКСЕЕНКО Иван Григорьевич, 09.1921 – 28.05.1944 Учетно-послужная картотека (УПК) - уроженец с. Панасовка Покровский с/с Коломакского р. Харьковской обл., украинец. Образование – 10 классов ср. школы, Полтавское тракторное училище ХВО. Призван в 1939 г. 18.02.1940 – принял военную присягу. Пр. НКО №00282 - 10.6.1941- воентехник 2 ранга, ком. танкового взвода 8тп 4 тд.
По Персональной карте военнопленного пленен 06.08.1941 в районе с. Подвысокое Новоархангельского (ныне Головановского) р. Кировоградская обл. Рабочие команды в Кирхмёзере, Гентине, Кёнигсборне в шталаге XI A, № в/п 123878. Погиб в плену 28.05.1944 г. в числе 57 советских военнопленных при бомбардировке Кёнигсборна. Первично захоронен в групповой могиле (57 советских военнопленных-см. Акт от 26.6.1944 Земля Йерихов 1 Бург) в Бидериц, Земля Саксония-Анхальт Германия: Архив Земли Саксония-Анхальт в Магдебурге LASA_2016-12-19_120472 - перезахоронены 67 в 8 гробах из Бидериц в Бург(Friedhof № 1).
«По приказу командования 4-го механизированного корпуса из остатков 8-й и 32-й танковой дивизий был сформирован сводный отряд…под командованием полковника П. С. Фотченкова… 16 июля сводный отряд полковника Фотченкова перешел в резерв 6-й армии, в распоряжение командира 10-й танковой дивизии генерал-майора С. Я. Огурцова.» Приказ об исключении из списков ГУК ВС № 1902 31.07.1947 - Алексеенко Иван Григорьевич, 1921, уроженец Харьковской обл., Коломакский р., Покровский с/с, 8 тп 8 тд , воентехник 2 ранга/ командир тракторного взвода 8 тп 8 тд пропал без вести – 07.1941.
10.07.1941 - 8 тд 4 мк 6 А ЮЗф
Бывший командир дивизии полковник П.С. Фотченков погиб в Уманском котле.
(15 августа 41г. дивизия была передана в состав Резервной армии ген-лейтенанта Чибисова- http://rkkawwii.ru/division/8tdf1 )

Андрей

Александр, адрес почты [email protected]

Александр

Андрей, если это возможно напишите Ваш электронный адрес.
Александр.

Андрей

Александр, просматривая списки потерь 1 гв. сд встретилась информация декабря 1942 про 90 сп 89 сд. А что Вы думаете? Якубовский Василий Тимофеевич. Донесение о безвозвратных потерях.Последнее место службы: 90 сп 89 сд https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero93408621/...
На обратной стороне фото деда, уроженца Воронежской обл есть запись "7 сентября 1939 года отец был отправлен на войну (освобождение народов Польши)20 декабря был отправлен на войну с Финляндией... далее запись зачеркнута и нечитаема". Возможно, речь идёт о 100 сд, которая принимала участие в Освободительном походе в Западную Белоруссию в сентябре 1939 г. и с 16 декабря 1939 г. по 13 марта 1940 г. участвовала в советско-финляндской войне.13 сентября в состав дивизии был включен 4-й стрелковый полк, сформированный в гор. Воронеж. 13 сентября 1941 года дивизия прибыла в Воронеж для пополнения и отдыха. Кодинцев Т.Ф. был призван в июле 1941г. Калачеевским РВК, Воронежской обл. и мог попасть в эту часть. Жду ответа из Воронежа на мой запрос. За боевые подвиги и героизм личного состава 18 сентября 1941 года была преобразована в 1-ю гвардейскую стрелковую дивизию В составе 100 сд был 90-й отдельный саперный батальон. данных о нем у меня нет. На 01.02.1942 г. - ЮЗФ - фронтовое подчинение; на 01.03.1942 г. - ЮЗФ - 21 А. 5 марта дивизия поступила в распоряжение командующего 38-й армией генерал - майора К. С. Москаленко, и начала наступление с форсированием Северского Донца, для последующего наступления на Харьков. Среди погибших в этом районе есть земляки:
1. Стукалов Егор Максимович, 1911,, убит https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51814956 Принимал участие в освобождении народов Беларуси и Украины в 1939 году в составе 582 отд. стрелковый батальон https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie51814956/...
2.Ралдгин Петр Иванович,1910, пропал без вести https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51815057
Спасибо

Игорь Поддубный

Уважаемая Людмила! /г. Урюпинск/
Давайте совместно составим биографическую справку:
АЛЕКСЕЕНКО Иван Григорьевич, 1921, с. Панасовка Коломакского района Харьковской области. Призван в 1939 г. Окончил Полтавское военное тракторное училище. С 1941 г.: воентехник 2 ранга, ком. танкового взвода 4 тд. Пленен 06.08.1941 в р-не с. Подвысокое Новоархангельского (ныне Головановского) р-на Кировоградская обл. Шталаг XI A, № в/п 123878. Погиб в плену 28.05.1944 г. Похоронен: Бидеритц, Германия.
Если есть уточнения или дополнения, то напишите.
Сведения об этом бойце будут внесены с дополнительный список погибших воинов очередного тома Книги Памяти Харьковской области. Обращаю Ваше внимание, что биография будет опубликована именно в книге, а не на нашем сайте, так как у нас в базу имен занесены имена воинов, похороненных в Харьковской области. Ну а у нас на сайте сохраняется вся переписка, поэтому если кому-то понадобится прочитать историю поиска, то это будет сделать несложно.

Людмила

Здравствуйте ! Прошу ввести в Книгу Памяти Харьковской обл. :
Алексеенко Иван Григорьевич, 1921 - 28.05.1944, воентехник 2 ранга, уроженец Харьковской обл., Коломакский р., Покровский с/с, с. Танасовка.
История моих запросов и Николая из Харькова здесь, в Книге Памяти Харьковской обл.:
9.6.2019 – мой Запрос по Алексенко Николай Яковлевич, 28.12.1922 - в плену/ Алексеенко Иван Григорьевич, 1921
17.6.2019 – ответ Игоря Поддубного о поиске Николая из Харькова 22 мая 2018
21.6.2019 – ответ Игоря Поддубного по моему запросу, где я писала о переводах/переводах воинских частей или опредёлённых бойцов из одних фронтов на другие. И о переводах, на которые НЕТ ПРИКАЗОВ, распоряжений,….
Доказательство: 1. Фотографии - Алексенко Николай Яковлевич, 28.12.1922 - в плену и из УПК - Алексеенко Иван Григорьевич, 1921 – см. Форум Поисковых Движений: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=20397.msg209656#msg209656
2. По документам ГУК НКО и Приказу ГУК ВС он проходит как из 4 тд, так и из 8тп 8 тд - см. Форум Поисковых Движений: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=20397.msg209656#msg209656 3. Алексеенко И.Г. скрыл в плену личные данные: 3.1. Заменил год рождения. 3.2. Не указал точное место рождения. 3.3. Звание офицера – военный техник 2 р./уровень офицера. 3.4. Не указал обозначение танкового полка.
ССЫЛКИ на фотографии из УПК
https://cdnc.pamyat-naroda.ru/kld/Images_554_2019/DIP/006/004/004-36/018...
https://cdnc.pamyat-naroda.ru/kld/Images_554_2019/DIP/006/004/004-36/018...
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=20397.0 - Шталаг ХI-А. Захоронены 28 мая 1944 г. в Кёнигсборне.
С уважением Людмила

Андрей

Владимир, соглашусь с Вами, что номер части мог быть записан ошибочно и в учетной карточке Ходинцев Т.Ф. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_kartoteka_memorial1912.... Есть такое мнение и у поисковиков: был ранен,доставлен без сознания, документы повреждены и т.п. И эта версия имеет место. Спасибо.
В Алфавитной книге умерших ППГ 869 записи марта 1942г.сделаны одной рукой и имеется запись Кинарский Алексей Владимирович, последнее место службы: 9 сп 3 бр.Дата выбытия: 22.03.1942. Учетная карточка аналогична учетной карточки Ходинцева Т.Ф. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_kartoteka_memorial1913...
Ещё можно предположить, что 16.03.1942 года госпиталь бомбили, есть погибшие:
Медсестра ППГ 869 Бука Мария Григорьевна погибла от бомбежки 16.03.1942г https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_gospital60346942/?stat... Место захоронения: Волчанский р-н, п.г.т. Белый Колодезь, ул. Ленина В списке под номером 8 https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_zahoronenie84080503/?s... Справка о бомбежке госпиталя и гибели медсестры https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73525162
16 марта 1942г в этой же книге ППГ 869 указана дата смерти мл. командира Чалый Арсений Григорьевич, причина смерти: убит во время бомбежки.

Андрей

Александр,просмотрел предоставленные материалы про бойцов 90СП 242СД. На примере ст. лейтенанта Качнера Н.А., старшего адъютанта батальона 90 сп 242 СД, пропал без вести декабрь 1941г. Приказ об исключении из списков Главного управления кадров 0648, в котором указаны офицеры следующих полков 242 СД: 897 СП; 769 АП; 90 СП, https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73774572&p=1 Вышеперечисленные части 242 СД находились в районе Харькова в июле 1942 года, то есть позже даты гибели Ходинцева Т.Ф.
С уважением, Андрей

Владимир

Я понимаю, что здесь не форум, но не могу сдержаться.
"военнослужащие 90 сп 95 сд были прикомандированы к 242 сд 2ф, стояли между флангами стрелковых
полков 242 сд и закрывали фланги". Извините, это бред. Этого быть не могло. Кто их мог отправить из Крыма
на другой фронт "закрывать фланги" ?
Во всех перечисленных случаях имеется ошибка в записи места службы 90 сп вместо 900 сп и т.д.
В случае с Ходинцевым так же ошибка в записи места службы.
Записали, возможно, с документа, где была не четкая запись "90...". Бойца доставили в госпиталь
без сознания. Был бы в сознании, назвал бы свои данные, год рождения и место службы.
Возможно. Ходинцев служил в 90 осб 1 гв сд (новая нумерация присвоена частям дивизии с 06.03.1942,
а у него была записана еще старая). Вместо 90 сб записали 90 сп, вот и все.
В начале марта 1942 1 гв сд воевала под Волчанском.

Александр

242 CД (2 фомирования) (!) действительно участвовала в боевых действиях на территории Харьковской области В состав 242 СД (2 ф.) входили 897 СП, 900 СП (!), 903 СП, 769 Артп и другие подразделения. Источники информации:
1).КП Харьковская область, том 14.
2). https://ru.wikipedia.org/wiki/242-%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%...
Военнослужащие с 90 СП (Приморская Армия, ЮФ) в составе 242 СД (2 ф.), участвовавшие в боевых действиях на территории Харьковской области в 1942 году, согласно ОБД:
1.Быстров Михаил Кузьмич, 1909. Ст. сержант, 90 СП.
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66079872
2.Вилков Иван Андреевич, 1919. Мл. сержант, 90 СП.
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=67365700
3.Жикин Григорий Яковлевич, 1918 – 08.1942. Рядовой, 90 СП.
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=69125241
?4.Качнер Нисон Абрамович. – _ .12.1941 (_ _ 1943). Ст. лейтенант, (90 СП ?) 903 СП (?).
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=406743517
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73774620
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70012296916
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=39730038
-5.Матвиенко Антон Герасимович, 1912. Ст. сержант, 900 СП (!).
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=85490433
?6.Петлюра (Петренко) Владимир Михайлович, 1917. Ст. лейтенант, (90 СП?) 903 Гв.СП(?) 242 Гв.СД (?).
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70008126080
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70008243678
?7.Фадаров Казантемир Каранович, 1921 – 15.07.1942. Лейтенант, (90 СП?) 903 СП (?).
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70002780877
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51406314
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9330007
В вышеуказанных документах на военнослужащих есть ошибки - в каком полку тот или иной военнослужащий проходил службу в 90 СП или же 900 СП, 903 СП 242 – й СД (2 ф.)?
Можно все же предположить что военнослужащие с 90 СП (95 СД ЮФ) были не в составе 242 СД (2 ф.), а прикомандированы к 242 СД (2 ф.), т.е стояли в обороне в период 02.1942 – 05.1942 между флангами стрелковых полков 897 - 900 - 903, т.е закрывали фланги и потому входили в состав вышеуказанной дивизии. Думается так.

Александр

Андрею! /Россия г. Рязань/
Да, действительно, интересная тема поиска. Дополню, согласно вышеуказанной мною литературы, при отходе основных частей РККА со Старосалтовского плацдарма в конце июня 1942 года, отход частей РККА прикрывал 215 СП, который в боях потерял большое количество в личном составе и сам полк в последствии вышел с окружения. И вот еще, почитайте по Вашей теме –
10. Андрей Парамонов «Катастрофа у Харькова, 1942 год» -
http://www.otkudarodom.ua/ru/katastrofa-u-harkova-1942-god-andrey-paramonov
С уважением.

Андрей

Насчет даты смерти 6 марта поисковики так же не согласились и написали:"Дата смерти видна не слишком отчетливо, но при увеличении ближе - «16» марта 1942. Диагноз тот же, стрелковый полк тот же. Судя по всему, боец доставлен в бессознательном состоянии, т.к. нет данных о дате рождения и родственниках. Место гибели: пгт. Белый Колодезь (под Харьковом). Ходинцев Т. Ф.
Документ в учетной картотеке
Воинское звание: красноармеец
Последнее место службы: 90 сп
Дата выбытия: 06.03.1942
Причина выбытия: умер от ран
Информация об архиве -
Источник информации: Филиал ЦАМО (военно-медицинских документов)
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_kartoteka_memorial1912...
Просмотрел журнал госпиталя за период начала марта и имеющиеся карточки учета. У многих да ты поступления и смерти стоят прочерки, а тут указаны!
"

Андрей

Александр! Большое спасибо за ответ! Вы собрали материал по интересующей меня теме и обобщили данные в ответах.Поисковиками Поисковое Движение России был проведен анализ на предмет принадлежности моего родственника к 90 стрелковому полку. Выяснилось, что в этот стрелковый полк он мог попасть, т.к. в нем были и другие бойцы, призванные из его района. По данной ссылке мне рекомендовали проследить боевой путь полка по карте и убедиться в том, что данный полк вел боевые действия в районе г. Харькова.
https://pamyat-naroda.ru/warunit/60006610/ 90 сп на карте исторического периода 17.06.1942-19.06. 1942 действительно есть запись "90сп242сд", но это уже период намного позже даты гибели Кодинцева Т.Ф.
"Командование Юго-Западного направления, опасаясь развития удара гитлеровцев на восток, предприняло меры по укреплению обороны Юго-Западного фронта. Полоса нашей 38-й армии была сокращена со 100 до 60 километров за счет передачи 28-й армии старосалтовского плацдарма. Вместе с ним к правому соседу перешли оборонявшиеся там три стрелковые дивизии — 124, 226 и 300-я, взамен же мы получили четыре — 162, 242, 277 и 278-ю. Это позволило разместить две дивизии в глубине обороны: 162-ю — на отсечной позиции по южному берегу излучины реки Великий Бурлук, а 242-ю — на второй полосе, проходившей от Новониколаевки до Волосской Балаклейки. Удвоилось число танковых бригад в созданном к этому времени 22-м танковом корпусе. В конце мая в нашу армию поступили еще три танковые и две мотострелковые бригады, три артиллерийских и гвардейский минометный полки. Восточнее Новониколаевки и Волосской Балаклеевки мужественно боролись 162-я и 242-я стрелковые дивизии. Они сражались и после того, как танки гитлеровцев создали угрозу их флангам. Но вот последовал еще один удар врага — с юга, из района Савинцы на Староверовку. Возникла опасность отсечения основных сил армии западнее Купянска, и лишь тогда К. С. Москаленко отдал приказ на отвод войск. В течение двух ночей — на 24 и на 25 июня — основные силы армии отошли за Оскол."
http://victory.mil.ru/lib/books/memo/ivanov_sp/08.html
В начале марта 1942 года 90сп располагался в Крыму, об этом записано в боевых донесениях 90сп.
"В первых числах марта 1942 года войска ЮЗФ производили перегруппировку и смену частей на стыке 21А и 38А, и подготовку к наступлению на участке 38А и 6А. 5 марта наступление войск правого крыла южного фронта успеха не имело, в результате чего 37 и 9 армии перешли к обороне, 37 армия и группа Камкова вели безуспешные бои на прежних рубежах." Из журнала боевых действий ЮЗФ.
С уважением, Андрей

Добавить запись

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Human test by NotCaptcha for Drupal