Гостевая книга

Валерій

Шановні Андрію Парамонов та Ігоре Піддубний!
Дякую за відповідь. Судячи з військових карт, епізод війни на станції Кислівка Харківської області, про який я розповів, відбувся 1 лютого 1943 р. на фронті наступу 172 сд. У ЦАМО є донесення про безповоротні втрати 172 сд. принаймні до 17 лютого, коли дивізія вела бої в районі Береки і почався німецький контрнаступ. Ймовірно, що списки мобілізованих польовими військкоматами у січні і на початку лютого також збереглися. На мій погляд, дуже важливо отримати із ЦАМО ці списки і опублікувати їх на сайті, адже тільки в них міститься інформація про більшість "зниклих без вісти".

В Книге Памяти по Первомайскому району эта информация есть. Стоит ли дублировать?

Королева Инна

Уважаемые учредители,организаторы и участники проекта!Хочу вам сказать огромное спасибо за ваш сайт,ведь он помог завершить поиски моего прадеда, Ракшина Николая Сергеевича.Я перерыла весь интернет,но мои поиски были бесполезны,было найдено несколько мест предполагаемых захоронений, но ничего конкретного...С помощью ваших фото я наконец-то нашла искомое.Мой прадед захоронен на братской могиле в Чугуевском р-не ,с Лебяжье.Конечно не смогла сдержать слез,ведь прошло почти 69 лет и только сейчас мы нашли нашего младшего лейтенанта.Конечно постараемся выбраться туда и почтить память.

Огромное Вам человеческое спасибо

Николай

Под Харьковом при выходе с окружения был пленен мой отец - Шевчук Николай Петрович, старший сержант (1910 - 1990). Предположительно, это было осенью 1941 года, маловероятно, но не исключаю, что в 1942. Прошел несколько лагерей военнопленных, в т.ч. в гг. Кременчуге и Проскурове (Хмельницкий). Из последнего бежал, в последующем воевал, тяжело ранен под Шепетовкой в начале 1994 года.
Он вспоминал, что перед выходом из окружения закапывали ящики с документами, к сожалению, название села забыл.
Не было ли подобных находок в Харьковской области?

Андрей Парамонов

Андрей Д.

В составе 38 армии оборонявшей Харьков были следующие тбр: 7-я, 10-я, 14-я, 132-я, и 132 отб.
Дергачи обороняла с 20 октября 10-я тбр во взаимодействии с 212 сд и 3 кд. 22 октября немцы заняли Дергачи.
Что-то в Вашей информации не так.

Андрей Парамонов

Костя!
Ваш дед Иван Иванович Жуков 1918 г.р. рядовой погиб 28 марта 1943 г. на территории Харьковской области. Сейчас сложно установить где это было, ведь он пропал без вести. А всего погибло и пропало без вести в период с 1 марта по 1 апреля более 44000 красноармейцев. Но это точно не под Харьковом, т.к. Харьков немцы захватили 15 марта, возможно это Волчанский, Купянский, Шевченский, Велико-Бурлуцкий районы Харьковской области. Именно на эту территорию откатывались с боями пытающиеся не попасть в кольцр окружения части Красной армии. А может быть он как раз в это кольцо и попал. Как я уже писал в этот период у частей танкового корпуса СС был приказ ине брать пленных...

Андрей Парамонов

Елена!

Сейчас мы обрабатываем документы о переносе братских могил. Вполне возможно, что и могила где первоначально был похоронен Ваш дед тоже перенесена. Если это так, то нам будет известно куда. Если нет, то мы будем знать точно о ее существовании на 1947-48 год.
Для того, чтобы на обелиске появилось имя Вашего деда нужно иметь при себе официальную справку из ЦАМО о месте гибели.

Андрей Парамонов

Валерий!

Вообще-то эти списки имеются, но за период февраль-март 1943 года их нет, потому, что большинство этих военкоматов погибло вместе с пополнением практически не прибыв в действующую армию. Стремительное наступление немецкого танкового корпуса СС просто не оставило шансов для них выжить. Такая ситуация по всей территории Харьковской области, особенно в Змиевском, Алексеевском районах, где люди не получили даже оружия, а ожидали приказа выступить на сборных пунктах. Их перебрасывали к воинским частям своим ходом, но поскольку Красная армия отступала, и уже не было контроля за ситуацией, выходили навстречу наступающим немцам. Командование корпуса СС отдало приказ пленных не брать, из-за отсуствия конвойных команд и возможностей содержания пленных. Их давили гусекницами танков и большинстиво из них числятся пропавшими без вести, хотя погибали они в 20-25 км от родного дома.

Елена

Уважаемый Игорь Поддубный!
Тронули ваши слова, о том, что в районе Волчанского района имеется много братских могил. Страшно то, что многие могилы без мемориальных плит. Мой дед похоронен в северной окрестности села Замуловка (Жевтневое) у школы. Я разговаривала с председателем совхоза Раисой Ивановной, и судя по разговору с ней я поняла что они и знать ничего не знают об этом захоронении. А ведь по данным ЦАМО РФ, в с. Замуловка есть захоронения и с западной и с южной стороны села и все у школы. Раиса Ивановна сказала мне, что летом прошлого года, одна братская могила была полностью перезахоронена, в ней было 142 солдата. Хотелось бы знать, какая могила была перезахоронена?
Вчера я была в нашем военкомате, они будут делать запросы. Я очень хочу чтобы фамилия моего деда появилась на месте его захоронения. Летом хочу посетить с. Замуловку (Жовтневое), скажите! Что надо для того, чтобы сделать надпись на мемориальной плите? Я так думаю, что местные власти не поверят моим словам, нужно какое-то официальное подтверждение. Какое именно?
Спасибо!
С уважением и низким поклоном Елена(в девичестве Дикова)

Андрей Д

Добрый день! Спасибо за то что вы делаете.
Я понимаю, что надежды найти могилу моего прадеда крайне мало, но тем не менее, напишу про него:
Матвеев Василий Андреевич, 1904 гр. Призван Талдомским РВК (Московская область) в 1941 году. В октябре 1941 года (предположительно - 19 октября) пропал без вести под селением Дергачи, Харьковской области. Согласно ОБД-Мемориал, воевал в 3-й тбр. Она, если не ошибаюсь, входила в состав 38-й армии.

Спасибо!

займемся

Костя

Здравствуйте, меня зовут Костя, я ищу своего Деда, который пропал б/вести в 1943г., возможно в районе боёв за Харьков, Жуков Иван Иванович, 1918 года рождения, призван в 1938-39г. Конышовский р-н, с.Толкачёвка.
Если у Вас нет данных, то, пожалуйста, свяжитесь с другими поисковиками или подскажите куда ещё обратиться!
Заранее Спасибо!

Валерій

"…Сразу после освобождения села, в начале февраля 1943 года, всех мужчин от 16 и до 60 лет мобилизовали на фронт. Кто были эти мобилизованные? Юноши 16–17 лет, солдаты, бежавшие из плена, служащие, рабочие и колхозники, оставленные по броне в народном хозяйстве и не успевшие эвакуироваться. Так вот, этих всех мужчин после "комиссии" собрали и бросили на фронт. Многие из них никогда не служили в армии, не держали в руках оружие. Отправляли в своей одежде и обуви, на 5–10 человек всего оружия - одна винтовка, а остальное оружие нужно добыть в бою. И вот эти воины, мои земляки, вступили в бой в открытом поле возле станции Кисловка Купянского района. Почти все они погибли. Немцы подпустили эту необученную, плохо вооруженную массу на близкое расстояние и в упор из-за железнодорожного полотна расстреляли. Спаслись единицы. Некоторые женщины из нашего села ходили на это поле боя забрать своих убитых мужей, перевезли их за 70 км на домашних саночках и предали их тела земле в селе Тарасовка. Так были похоронены мои соседи Шепель, Карпцов и другие. Эти погибшие земляки не вошли в Книгу Памяти погибших в годы Отечественной войны, так как они нигде не числились в документах."
Зі слів моєї матері, яка ходила у Кислівку за загиблим вітчимом, якого так і не знайшли, убиті "лежали на полі як снопи".
До списків військових частин моїх земляків не занесли, тому у ЦАМО про них є лише інформація, повідомлена родичами під час післявоєнних подвірних опитувань. А чи зберігаються у ЦАМО списки мобілізованих польовими військкоматами?

зараз не вiдповiмо. Не знаю поки до кого звертаться..

Игорь Поддубный

Курафеев Виктор
Спасибо за спасибо!
Но не только мы с Андреем делаем этот проект. Есть редакторы, фотографы и вебмастер, наконец... Но не забудем вместе отдать должное Алле Коваленко и Виктору Остапчуку!

Игорь Поддубный

Елена, Москвская область!
Могила Русакова Григория Ивановича ( согластно Вашего фото находитсЯ в Старом Салтове Волчанского района. Пока опознали по памятнику. Есть ли табличка с фамилией буду знать к понедельнику.

Курафеев Виктор

Добрый день. Нужна ваша помощь, а то мои "поиски" буксуют. Дело в том, что по данным ЦАМО прадед пропал без вести 18 января 1942 г. в бою под с. Морозовка, Балаклейский р-н. Вчера на сайте
www.obd-memorial.ru наконец-то нашёл первоисточник. (Донесение о безвозвратных потерях от 20.02.1942) Просто когда вносили информацию в базу данных, допустили ошибку, написав: "Курафаев" вместо "Курафеев", в первоисточнике всё указано правильно, без ошибок. Получается, что из-за ошибки я и не мог найти раньше этот документ, хотя ЦАМО прислал именно такую информацию. Если забить в поиск фамилию с ошибкой, то выдаст информацию только по моему деду: КУРАФАЕВ Антон Филиппович. Теперь мой вопрос:
если посмотрите в первоисточнике на указанном сайте, напротив некоторых фамилий (в т.ч. и моего прадеда) указана следующая информация: "Воз см 138 № 4581с-1942" - что это означает я к сожалению не знаю, но подозреваю таким образом внесли изменения в донесение, т.к. на самом деле прадед не погиб в тот день. Поводом так утверждать являются сведения однополчан, которые остались в живых после войны. Так вот с ихних слов прадед погиб в мае 1942 (приблизительно 16-19 мая). Даты точно не знаю, т.к. был маленьким, когда мне это пересказывалось, а восстановить информацию сейчас уже не у кого. Дело в том, что в мае полк, где служил прадед (1131 сп) дислоцировался в том же районе, только на правом берегу Сев. Донца. Конечно в ЦАМО другой информации нет и не будет, поэтому остаётся только искать на месте в сельсоветах. В общем, буду благодарен за любые предположения и советы. Особенно, что же всё таки означает: "Воз см 138 № 4581с-1942"?

Андрей Парамонов

Лида!

В с. Моросовку (Мурасовка) сейчас нет братской могилы. Мы постараемся просмотреть документы архивов куда эта могила могла быть перенесена.

С уважением!

Ольга и Владимир Ваненко

Уважаемфе организаторы и спонсоры! Вы представляете ощущения нашей семьи, когда здесь – за океаном нам удалось с вашей помощью найти то, что не удавалось, когда мы жили в Киеве. МЫ УВИДЕЛИ МОГИЛУ ПРАДЕДА! Правда фамилия выбита с ошибкой, но место захоронения, года рождения и смерти гв. рядового Ващенко ( Ваненко) П.С.. погибшего за Валки, совпадают с данными нашего архива. Низкий поклон земляки!!!
Вы подарили нам веру, что не зря на Украине кто-то остался!

Всё для Родины - ничего для себя!

Курафеев Виктор

Андрей и Игорь, вы делаете Большое дело. Хочется пожелать вам побольше терпения и сил на этом нелёгком пути. Не ждите благодарности от людей, т.к. всегда найдут, за что вас упрекнуть. Чем больше стараешься - тем больше будут и нападать на вас: начиная от родных и близких, заканчивая чиновниками. Но всё равно даже тогда не бросайте начатое. Господь всё видит.
П.С. Понимая сколько у вас работы, сам постараюсь что-то разузнать: сегодня звонил в Балаклею (район. организацию ветеранов, потом военкомат) посоветовали звонит по сельсоветам. Перечень небольшой - всего 6 сельсоветов, из них один уже отпал. Бог даст - завтра продолжу обзванивать, а там всё равно попробую на майских вырваться поискать на месте.
Ребята, ещё раз удачи вам и терпения целый обоз.

Спасибо за понимание!

Андрей Парамонов

Геннадий Макаров!
Хотелось бы конечно обстоятельно ответить на Ваш вопрос.

1. Сайт, как база данных о братских могилах Харьковской области в стадии формирования. И это формирование будет еще очень долго длиться, потому, что множество братских могил не стоит на учете. С другой стороны невозможно разместить сразу весь массив информации нами отснятой.

2. Мемориал гвардейцам-широнинцам в селе Тарановка нами отснят, если Вы там были недавно, то должны бы обратить внимание на то, в каком он находится состоянии. Мы надеемся, что местные власти его приведут в порядок и мы его разместим в обновленном виде.

3. Хотелось бы еще высказать реплику в отношении того, что в в этой могиле захоронены Герои Советского Союза. Для нас равнозначно, похоронен ли там Герой Советского Союза, или обычный воин павший от шальной немецкой пули. А вот что нас волнует сильнее, так это множество неизвестных солдат, чьи имена мы могли бы вернуть не только на стеллы братских могил, но и их родным. Однако этим знаиматься никто не хочет, гораздо проще слегка пихнуть под бок людей, которые занимаются делом.

4. Если Вы обладаете информацией о неучтенных могилах советских воинов на территории Харьковской области, а также возможностями предоставить списки погибших на территории Харьковской области из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, хотя бы за период августа-сентября 1943 года, мы были бы Вам очень признательны!

Геннадий Макаров

Почему то не нашёл на схеме село Тарановка, памятник и Братскую могилу, где лежат двадцать один Герой Советского Союза. Нет также села Соколово и Братской могилы и мемориала на месте рождения Чехословацкой армии.

Андрей Парамонов

Добрый день, Александр!

Спасибо за уточнения! На Ваш вопрос почему их нет, объясняю, что мы работали со списком братских могил, которые стоят на учете в центре охраны культурного наследия. Мы и сами находили не входящие в этот список братские могилы, а в некоторых случаях сами могилы были перенесены в другой населенный пункт. Если местные жители подсказывали о нахождении могил в не списка, мы их конечно фиксировали.
Сам проект и предназначен для того, чтобы собрать полноценный свод памятников времен ВОВ на территории Харьковской области.

Добавить запись

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Human test by NotCaptcha for Drupal